Особенности личности консультанта

Проведение индивидуальных психологических консультаций требует определённых личностных качеств и установок. В целом для эффективной консультационной работы необходима положительная установка к личности другого человека (клиента), ориентированность на его проблемы и заинтересованность  в их решении. Ещё З. Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно,

вызывает противоречивые ассоциации, однако  в своей идее эта мысль интересна. Излишняя критичность, предубеждённость, невнимательность и неестественность консультанта,  безусловно, мешают его работе.

Согласно гуманистическим традициям в психологии положительная установка по отношению к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть сами собой в процессе межличностного взаимодействия. Безусловное принятие  личности другого есть принятие клиента таким, какой он есть, без восхваления или порицания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает  для себя возможным. Безусловное принятие означает готовность консультанта выслушать другого человека и принять его право  на собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением консультанта.

Способность быть самим собой (аутентичность) предполагает честное отношение к себе, отражение своей противоречивости, сложности и неоднозначности, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли и намерения.  Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у клиента недоверие и ощущение его ненадёжности. Если у консультанта,  нет внутренней готовности,  решать проблему клиента, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. В любом случае откровенное признание консультанта в своих сомнениях и затруднениях укрепляет его контакт,  с клиентом.

Исследователи в области консультирования выделяли различные качества, необходимые, с их точки зрения, специалисту, для положительного психотерапевтического эффекта во взаимоотношениях «консультант — клиент». Это — эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение, искренность,  чувство юмора, чувство трагичности бытия, конкретность, самосознание, рефлексия.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния проникновение — вчувствование в преживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью «вчувствоваться» в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при психологической консультации, сделало бы более полезным общение на любом уровне.

Вернуться на главную

Pages: 1 2 3

Comments are closed.